Немного о нумизматике | Все о нумизматике и бонистике, магазины нумизматики, нумизмaтик форум

Немного о нумизматике

Нумизматика поистине неисчерпаема, являясь обильным источником, который питает историю и литературу, языкознание и искусство, экономику и политику и даже математику, физику, химию. Эта, как ее называют ученые, вспомогательная наука, которая увлекает многих, уводит человека в разные области знаний, и если не приведет молодого человека к профессии, то обязательно расширит кругозор в различных областях знаний, о которых он раньше даже не подозревал.

В последние годы все большую популярность приобретает туризм, стали активнее международные контакты, людям удается побывать в самых различных и самых удаленных уголках нашей планеты, и, естественно, ни одна поездка не обходится без того, чтобы в кармане не осталась какая-то мелочь или кто-нибудь не привез сувенир в виде памятной монеты. Ведь многие государства используют монеты в качестве «разносчиков» всякого рода рекламы, и у многих государств есть на это специальные статьи доходов, то есть прибылей, получаемых от продажи юбилейных и других памятных монет. Такой сувенир привлекает внимание, любознательных подталкивает к знаниям, к книге.

Собрать коллекцию монет — дело сегодня не такое сложное, но эта коллекция, как и любая другая, будет мертвой, если ее обладатель не пойдет дальше накопительства, если он не будет интересоваться историей каждого экспоната, если не подружится с книгой. Коллекция и интерес к ней помогут увидеть жизнь с несколько необычной стороны, и возможно, что деньги для коллекционера перестанут быть лишь ключом к достатку, сделают его незаурядным собеседником.

Л. Леонов в своей работе «О большой щепе» сказал: «История изучается не только для образованности, великие гробницы живым нужнее, чем мертвецам. Это они властно связывают поколения круговой порукой, зовут на повторение отцовского подвига, кладут узду на иную неустойчивую совесть, трезвят хвастливое удальство, укрощают приступы административной эйфории!».

Нумизматика — наука древняя, достаточно сказать, что в Китае не тек давно обнаружена коллекция, как предполагают, одного из первых известных на земле нумизматов. В этой коллекции — сто тысяч монет общим весом в полтонны. Самая старая монета отчеканена в 206 году до н. э., возраст же самой «юной» — 750 лет. Этот собиратель жил в XIII в.

Часто газеты приносят весть о том, что найден новый клад. Увы, далеко не все представляют, какое значение для истории и культуры имеют эти находки. Подчас монеты из клада теряют, раздают на память, псевдоколлекционеры скупают монеты и перепродают их, тем самым нарушая Закон об охране памятников истории и культуры, принятый в 1976 г. А ведь разрозненный клад теряет свою историческую ценность, «путает карты» ученым. И не случайно сумма вознаграждения за клад, сданный в музей, зависит от его ценности, от целостности. Вот печальный пример.

Учащиеся одной из школ Хабаровска в развалинах возле своей школы наткнулись на мешок с серебряными монетами. И началось. О находке узнали ребята из других школ. Два дня на глазах взрослых шли самодельные раскопки, лишь на третий день кто-то все-таки догадался позвонить в милицию, когда было найдено уже множество монет, различных предметов (а в кладе важно все!), газет, полуистлевших бумаг… Надо отдать должное ребятам, когда им разъяснили, какую ценность для государства и для науки имеют подобные находки, они многое вернули сотрудникам музея и милиции, но многое так и осталось в неизвестных руках, и тайна дома на улице Гоголя пока осталась нераскрытой.

Во многих странах грабят древние могилы, переправляют за рубеж исторические ценности, и когда ученым все-таки удается найти нетронутое древнее захоронение, они делают сенсационные открытия, обогащая историческую науку и культуру страны.

Вряд ли думали строители города Анапы, начиная реконструкцию летнего кинотеатра «Победа», что их ждет необыкновенная находка. Глазам археологов предстали неразграбленные античные захоронения. Дело в том, что в древности на месте Анапы располагался античный город Горгиппия. Жители его славились мастерством и широкими торговыми связями. В их домах скопились огромные культурные и художественные ценности.

Советские памятные монеты, выпущенные в честь 175-летия со дня Бородинского сражения.

Однако тысячелетия, прошедшие с той поры, сделали свое дело. Горгиппия исчезла. Оказались разграбленными и захоронения горожан. А тут сразу 36 нетронутых!

Среди находок несколько пар великолепных ажурных сережек из золотой проволоки, золотые перстни с геммами, на которых древний мастер изобразил богов и животных. Поражает одна из гемм: на сердолике площадью менее квадратного сантиметра вырезана Тихе — древнегреческая богиня судьбы, в ее руках — рог изобилия и хлебный колос. Было и немало других интересных вещей и монет, с ними жители Анапы и гости города познакомились на выставке находок.

Клады часто заменяют письменные свидетельства — летописи и книги, дают другие ценные сведения об истории, культуре, искусствах, религии. Монета является свидетелем товарного производства, ремесла, местных и международных экономических связей, так как клады обычно располагаются по торговым путям.

В датировке кладов монеты играют особую роль. Вот недавний пример.

Кировские пионеры во главе с вожатым пошли в туристский поход по реке Вятке. Устали и устроили привал, облюбовав для стоянки устье оврага. Неожиданно ребята обнаружили в песке столовую ложку, очень красивую, какой им видеть еще не приходилось. Весь отряд принялся разгребать песок, извлекая разнообразные драгоценные предметы. Сообщили в районный центр, откуда прибыли сотрудники милиции. Они помогли извлечь деревянный ящик, обложенный изнутри истлевшей кожей. Потом специальная комиссия установила общий вес сокровищ — 52 кг 918 г. Кому же принадлежали все эти драгоценности?.. На золотом перстне с печаткой были инициалы «Н. И.» и более мелко— «Вахрушев». На других вещах также была гравировка— «Н. В.» и «А. В.»

С помощью краеведов удалось установить, что сокровища принадлежали капиталистам-заводчикам Вахрушевым, которые с 1854 г. развивали в этих местах различные промыслы и которым принадлежали заводы по выделке кож и производству обуви. Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. заводчики получили большой заказ военного ведомства и разбогатели еще больше. О времени захоронения клада рассказали медные, серебряные и золотые монеты, которых было около шести тысяч: дать: выпуска монет — с 1703 по 1916 гг. Монеты поведали, что Вахрушевы передавали ценности и деньги от поколения к поколению, а клад зарыли во время революционных событий 1917 г., когда бежали за границу.

Еще пример… В конце 1967 г. во время строительства гостиницы «Россия» в Москве на глубине 6—7 м был найден редкий клад — глиняный кувшин, полный старинных серебряных слитков—: полтин и рублей, датируемых XIV в. В горшке было 59 полтин и 2 рубля. На слитках было обнаружено четкое клеймо — «Князь Волод». Ученые определили, что чеканка клейма сделана при серпуховско-Боровском князе Владимире Андреевиче Храбром (1353— 1410 гг.) — герое Куликовского сражения, известном нам еще по школьным учебникам. Находка еще раз подтвердила ученым, что рубль как денежная единица существовала уже при Дмитрии Ивановиче Донском.

Много лет поклонялись жители псковского села Борки «святому» ручью: считалось, что вода в нем «живая» — целебная. Мальчишки заинтересовались им… Нет-нет да и находили они в ручье старинные монеты. Намыли немало. Самой старой оказалась полушка 1761 г. Потом и взрослые заинтересовались ручьем и находками. Дирекция совхоза позаботилась о том, чтобы глохнущий родник расчистили и сделали колодец, хотя в селе есть водопровод. Монеты помогли вернуть источнику жизнь. Монета — полпред государства. Многое может рассказать она о своей стране… Путешественник и географ VI в. н. э. Косьма в одном из своих трудов — «Христианская топография» — описал такой случай. Приехал на Цейлон (ныне — Шри-Ланка) византийский купец Сопатр. Одновременно с ним прибыло на остров и персидское судно с посланником. По обычаю, существовавшему в те времена на богатом Цейлоне, таможенники повели гостей для представления царю, который, поприветствовав гостей, стал расспрашивать: как идут их дела, все ли благополучно в их государствах? Потом царь спросил: который из владык их государств самый сильный и самый богатый? Перс ответил быстро — его царь самый сильный и богатый, он — царь царей и может делать все, что захочет… Сопатр ничего не сказал. Тогда царь Цейлона обратился к нему и спросил, почему он молчит. На что Сопатр ответил: «Что же мне сказать после того, что вы слышали?.. Однако, царь, если хочешь узнать правду-истину, то можешь сам определить ее, взглянув на наши монеты…»

Цейлонский правитель стал рассматривать монеты. Византийская номисма была золотая, светлая, хорошего чекана. Персидский милиарисий был серебряный и не мог тягаться с византийской монетой. Цейлонский царь похвалил византийскую монету, и Сопатру были оказаны особые почести: его посадили на слона и с барабанным боем возили по городу…

В настоящее время даже установлены премии за золотые монеты на рынке Цюриха. По данным частного американского агентства Ф. Пика уже много лет на первых местах такие монеты, как соверен (1 фунт стерлингов, Англия), «дабл игл» (20 долларов, США), наполеондор (20 франков, Франция), монета в 20 рейхсмарок (ФРГ), монеты Латинского монетного союза. Англия не собирается сдавать свои позиции. Здесь начата чеканка новой серии из четырех золотых монет. Ее открывает монета «Британия» весом в одну унцию. На одной стороне монеты — портрет королевы Елизаветы II, на другой — традиционный на монетах Великобритании сюжет — сидящая женская фигура с трезубцем и щитом, символизирующая Британию, правительницу морей. Другие три монеты будут весить соответственно половину, одну четвертую и одну десятую часть унции.

В нашей стране монеты обрели новое содержание. Уже первый проект металлического рубля Советской России 1918 г. предусматривал изображение на монете кузнечной наковальни, щипцов и молота, а также венка из хлебных колосьев. На рублях Хорезмской Народной Советской Республики, провозглашенной в 1920 г., была вычеканена ее эмблема — лопата, серп и стебель хлебного дерева — джугары. Не бог, не царь, а герой-крестьянин был изображен на золотых червонцах РСФСР, полной горстью сеющий хлеб из лукошка, со всей убедительностью свидетельствуя, чьи мозолистые руки строят новый мир.

Как же становятся нумизматами? Как начинается коллекция? Известно, что в русских народных сказках самым драгоценным сувениром было перо Жар-птицы. За ним ходили на край света, за него отдавали полцарства, отбивали перо у семиглавого дракона… Для автора этих строк самым дорогим сувениром стала обыкновенная монетка, затерявшаяся в кармане туриста. А началось все так…

Как-то мне в руки попалась старая медная монета, потертая и побитая. Однако номинал монеты — две копейки — можно было прочитать свободно, а присмотревшись, разобрать и год ее чеканки — 1820-й. Пока я разглядывал монету, раздумывая, что с ней делать, ко мне подбежала дочка и спросила:

— Ой, что это?

— Старинная монета,— ответил я.

— А какая? — заинтересовалась она.

— Две копейки.— И неожиданно для себя я добавил:

— Ею Пушкин за извозчика расплачивался…

Эта фраза оказалась «роковой». Нетрудно объяснить, почему я связал старый медяк с Пушкиным: в то время я читал интереснейшую книгу Гессена «Набережная Мойки, 12», в которой автор приводил достоверные счета поэта. Там была и репродукция строки, написанной рукой Александра Сергеевича, часто нуждавшегося и стесненного в средствах: «2 копейки на извозчика».

Пришлось рассказать дочери, кто такие были извозчики, что можно было купить на эти две копейки. А когда она прочитала поэму «Руслан и Людмила», то обратила внимание на год ее написания — 1820-й и сообщила мне о своем открытии. Так «семишник» (старое название двухкопеечной монеты) стал своеобразным пушкинским сувениром в нашем доме и послужил для дочери своего рода пригласительным билетом к познанию жизни поэта и его творчества.

С этой монеты и началась наша коллекция.

Позже нас стало больше интересовать все связанное с монетами. Легенды, разные истории, нумизматика вывели меня на еще одну дорогу, связанную с фольклором — источником творчества для многих писателей.

Черпая из этого глубокого и чистого источника, создал свою книгу «Горцы на досуге» советский писатель Абу-Бакар. Есть в этой книге история, связанная с монетами…

Кто сегодня не знает знаменитый аул Кубачи, славный на весь мир своими чеканщиками! Живет там нумизмат, который имеет редкую коллекцию абиссинских монет, среди которых есть одна с изображением девушки-горянки. История этой монеты стала известна недавно…

Жил в горах Дагестана молодой мастер-златокузнец. Любил он дочь состоятельного человека, любил так, что без нее считал свою жизнь немыслимой. И девушка по имени Цибац, что значит Новый месяц, отвечала ему взаимностью. Но сватам Хаджи — так звали златокузнеца — родители девушки отказали. Тогда Хаджи со своим другом покинул аул, покинул родные горы и пустился в чужедальние странствия. После долгих и неудачных скитаний забрели друзья в город Аддис-Абебу, здесь и стали заниматься чеканным ремеслом, восхищая всех своим мастерством. Слух о них дошел до императора Абиссинии Менилика II, который поспешил пригласить их во дворец. Вскоре Хаджи за добрые дела был объявлен начальником императорского монетного двора и награжден орденом. Пришли слава и почет, но что все это по сравнению с огнем души, с горечью неразделенной любви и тоской! Хаджи не забывал своей Цибац, грустил и страдал. Император предлагал ему руку принцессы, но никто не был мил Хаджи. И вот в минуту острой печали он отлил монету с изображением своей возлюбленной.

А в далеких горах от разлуки тосковала Цибац. Своенравные родители сватали дочь за многих джигитов из знатных родов, но Цибац была неумолима. И рассвирепевший отец однажды объявил свою волю: выдать дочь за первого нищего, который постучится к вечернему намазу. Им оказался друг Хаджи, который узнал об угрозе старика и приехал в аул, решив помочь другу. И в тот же вечер старик выпроводил за ворота свою дочь с «нищим». Прощаясь, тот поклонился отцу Цибац и отдал ему монету.

— Что это? — удивился старик.

— Монета, почтенный,— сказал друг Хаджи.

— Я не нищий! — возмутился отец Цибац и готов был выбросить монету.

— Не выбрасывай, почтенный, монету. Она очень дорогая, на ней изображена ваша дочь, которую вы, может быть, никогда больше не увидите…

Сказав это, друг Хаджи увез девушку. А единственная эта монета, говорят, до сих пор хранится в сакле кубачинца-нумизмата.

Сколько историй, народных преданий, связанных с монетами, послужили основой для создания литературных произведений! Вспомните немецкого сказочника В. Гауфа — автора знаменитого «Калифа-аиста», создавшего интереснейшее «Сказание о гульдене с оленем». Монета в два хао стала основой рассказа «Заколдованная монета» вьетнамского писателя Нгуена Конг Хоана. Русского писателя И. И. Дмитриева червонец и полушка вдохновили на создание басни.

Не ведаю, какой судьбой

Червонец золотой с полушкою на мостовой

Столкнулся.

Металл сиятельный раздулся, Суровый на свою соседку бросил взор.

Великий русский драматург А. Н. Островский написал немало пьес, где не только название, но и сюжет связаны с деньгами, с богатством и послужили основой для выявления человеческих отношений,— «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Богатые невесты» и другие.

В 1924 г. тогда еще малоизвестный журналист М. Кольцов написал поэму в прозе «145 строк лирики», посвященную новому советскому гривеннику… «Преклоните головы. Почтите память усопших. Совзнак скончался. Гривенник родился. Товарный рубль отошел к праотцам… Гривенник — это приятная вещь. Это этап. Это завоевание. Это победа в наших условиях!».

Ночевал в своей квартире. На прощанье мать дала ему монетку как талисман и рассказала такую историю. Прадед ее матери Василий Андреевич Кузнецов летом 1836 г. рыбачил на Неве. К нему в лодку попросился одетый по-городскому человек, которому нужно было попасть не Малую Охту. Рыболов перевез этого человека, а внучка Елена проводила его до Малоохтинского кладбища. Поблагодарив девушку, горожанин подарил ей на память серебряный пятачок, сказав: «Храни и передай своему внуку — от Пушкина… Монетка эта памятна мне годом чеканки и скорби моей, когда я получил свободу, а прежде лишился друзей».

В августе 1826г. Пушкин в Михайловском узнал о казни декабристов, а в сентябре последовало «высочайшее повеление» выехать в Москву «под надзором фельдъегеря не в виде арестанта». Было уточнено, что переправа Пушкина в лодке через Неву на Малую Охту произошла в конце лета 1836г., когда он жил на даче на Каменном острове.

Поэт Б. А. Шмидт передал музею и свою поэму «Монетка», в основу которой положено это семейное предание.

Старшему поколению известна такая портняжная традиция: в угол полы нового пальто портной клал серебряный рубль, который служил, с одной стороны, как бы на счастье, а с другой — чтобы пальто лучше «сидело», так как тяжелый рубль оттягивал полу…

Медный екатерининский пятак поведал жителям псковской деревни Вяжище Гдовского района о времени ее рождения. Разбирая старую печь, нашли этот пятак, на котором стояла дата — 1788. Старики вспомнили любопытное правило прежних мастеров: класть под нижний венец бревен, когда ставили избу, монету с данным годом чеканки… Так жители деревни узнали, что их «гавани» двести лет. После этой находки избы деревни были взяты под охрану государства.

У М. И. Цветаевой в воспоминаниях «Отец и его музей» можно найти такую запись:

«Одно из первых моих впечатлений о музее — закладка. (Речь идет о Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, который до 1932г. назывался Музеем изящных искусств, основоположником которого был отец М. И. Цветаевой — профессор Московского университета И. В. Цветаев.— Г. С.).

Слово закладка, вошедшее в нашу жизнь, как многие другие слова, и утвердившееся в ней самостоятельно, вне смыслового понимания, либо с иносмыслом… Дай бог, чтобы в день закладки была хорошая погода. На закладке будет государь и обе государыни. В конце концов, кто-то из нас (не я, всегда отличавшаяся обратным любознательности, то есть абсолютным фатализмом): «Мама, а что такое закладка?» — «Будет молебен, потом государь положит под камень монету, и музей будет заложен».— «А зачем монету?» — «На счастье».— «А потом ее опять возьмет?» — «Нет, оставит». На закладку нас, конечно, не взяли, но день был сияющий… и государь положил монету. Музей был заложен…».

А кто из нас не следовал распространенной традиции и не бросал монетку в фонтан или колодец в каком-либо городе или местечке, чтобы — по поверью — снова вернуться туда! Кто в детстве со страхом и любопытством не разглядывал на земле оброненную монету: орлом или решкой она лежит, на счастье или на печаль?.. С большим интересом можно разглядывать мониста, состоящие из монет разных времен. Девушки нашего севера в бытность расшивали свои праздничные платья серебряными монетками-чешуйками, чтобы при ходьбе они мелодично позванивали, привлекая внимание окружающих… Старинная женская одежда была удивительно разнообразна по форме, украшениям, по манере ношения. В одной губернии встречалось до тридцати видов одежды, которая делилась как бы на две группы: одежда для будней и одежда праздничная. Своеобразными украшениями одежды были передник (завеска, запон, занавеска), поверх рубахи и паневы носили древнейший вид одежды — нагрудник (шушпан, шушун). Помните, у Есенина в «Письме матери»:

…Что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

Для украшения праздничного костюма крестьянки употребляли речной жемчуг, цветные стекла, необработанные полудрагоценные камни и, как уже было сказано, монеты. Позже появилась и своеобразная вышивка: так, на костюме крестьянки Михайловского уезда Рязанского края начала XIX в. рубаха и запон, сшитые из холста, были расшиты узором «денежки» — кружочками, чаще всего синего цвета.

Платью крестьянки Воронежской губернии того же времени придавалось нагрудное украшение, выполненное из низаного черного бисера и «монет», причем «монеты» изготовлялись из позумента — золотой или серебряной тесьмы.

Сколько традиций и обычаев, связанных с монетами!

Берем в руки популярную до сих пор книгу старого репортера и писателя, человека, который пальцами легко ломал серебряные рубли и даже гривенники и разгибал подковы, В. А. Гиляровского «Москва и москвичи», открываем ее — и перед нашими глазами рождаются картины старой Москвы… Вот — знаменитые торговые ряды возле Кремля, рыночная торговка, восседая на огромном чугуне в заботе, чтобы горячее кушанье не остыло, кричит: «— Л-лап-ш-ша— лап-шица! Студень свежий коровий! Оголовье! Свининка-рванинка вареная! Эй, кавалер, иди, на грош отрежу!».

Вслед за торговкой появился сбитенщик с ведром и кружкой. Любит погреться люд горячим медовым напитком! А рядом в торговом ряду — пирожники, блинники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле. И всюду раздается: «Пятак!» «Гривна!» «Полтина!» «Семишник!» Катится по рядам раскатистое: «Р-р-рубль!».

В одном из рассказов можно найти любопытную сценку, подсмотренную писателем: «…Против Проломных ворот десятки ломовиков то сидели идолами на своих полках, то вдруг, будто по команде, бросились и окружили какого-нибудь нанимателя, явившегося за подводой. Кричали, ругались. Наконец, по общему согласию, устанавливалась цена, хотя нанимали одного извозчика и в один конец. Но для нанимателя дело было еще не кончено, и он не мог взять возчика, который брал подходящую цену. Все ломовые собирались в круг, и в чью-нибудь шапку каждый бросал медную копейку, как-нибудь меченную. Наниматель вынимал на чье-то счастье монету и с обладателем уезжал».

В книге «На жизненной дороге» Гиляровский рассказал и о трагедии, связанной с деньгами… 18 мая 1896 г. на Ходынском поле в Москве во время массового гуляния по случаю коронации Николая I из-за преступной халатности властей, не обеспечивших порядка, произошла давка из-за того, что слуги царя стали «одаривать» народ, бросая в толпы собравшихся деньги. Тогда погибли около двух тысяч человек, несколько тысяч получили увечья… «Около 200 русских и иностранных корреспондентов присутствовало на коронации Николая II в 1896 году. И я был единственный из всех, проведший всю ночь в самом пекле ходынской катастрофы среди многотысячной толпы, задыхавшейся и умирающей на Ходынском поле»,— писал Гиляровский. Ни «Московские ведомости», ни «Московский листок», ни другие газеты ничего не рассказали об этой трагедии. Лишь «Русские ведомости» все-таки дали репортаж Гиляровского. Немало дает нумизматика лингвистам и языковедам для понимания происхождения многих слов и образных выражений. Советский ученый-лингвист Н. М. Шанский объяснил слово «сорок», которое первоначально обозначало «мешок: в один сорок», то есть, в мешок клали четыре десятка соболиных или беличьих шкурок, что составляло набор на полную шубу. Такой мешок служил нашим праотцам денежной единицей, как кошелек в Мексике или кисет с монетами в Турции. Потом сорок (мешок) стал числительным.

Этимология (происхождение) слов и выражений, связанных с нумизматикой,— это, пожалуй, наиболее интересная область познания. Различные науки, дополняя друг друга, помогают как раскрыть истинный смысл крылатых выражений и слов, так и узнать, как они появились. Эту интересную задачу и поставил перед собой автор этой книги.

Народ, острый на глаз и на язык, породил буквально тысячи пословиц, поговорок, загадок. По этому поводу хорошо заметил Н. В. Гоголь в «Мертвых душах»: «Выражается сильно российский народ!.. Всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выражении его часть собственного своего характера. Сердцевидением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Мы часто произносим пословицы и поговорки, крылатые фразы и выражения, не вдумываясь подчас глубоко в их содержание, иногда ничего не зная об их происхождении, а ведь это не только увлекательно, но и познавательно, ибо монета — изделие уникальное, имеющее отношение к десяткам наук, а поэтому имеющее немало «белых пятен», и каждая публикация обязательно вносит свою лепту. Задача этой книги — ввести молодого читателя в мир коллекционирования, познакомить с «азами» нумизматики.

Придет время, когда нумизматика будет наукой чисто исторической, потому что исчезнут деньги. Мечтал об этом и один из великих социалистов-утопистов XIX в. Роберт Оуэн, пытаясь создать в то время коммунистическое общество. В частности, он организовал базары для справедливого обмена продуктов труда; первый такой базар был открыт в Лондоне в сентябре 1832 г. и просуществовал до середины 1834 г. На этих рабочих базарах продукты труда обменивались при помощи трудовых бумажных денег, единицей которых служил час рабочего времени.

Мечтал об этом и Сирано де Бержерак. С серьезным видом Сирано рассказал об обычаях жителей Луны, где, к примеру, спят не на матрацах, а на цветах, пользуются вместо свечей светлячками в хрустальных бокалах, где с голода умирает только тупица, а умные люди всегда хорошо питаются и одеваются, ибо богатство каждого зависит от самого себя, где «ходячая монета» — шестистишие. Сочиняй себе стихи и расплачивайся ими, как деньгами!

С давних времен и по сей день деньги царят в человеческом обществе, и пока они представляют собой государственный инструмент, их и все связанное с ними надо изучать. Но обязательно придет время, когда деньги останутся лишь памятниками, свидетелями истории и ценностями прикладного искусства минувшего времени.

Новые обсуждения форума

  • Skin Are Tips
  • Bir Spot Gerçekçi mersin escortlar Yöntemleri
  • Introducing Immediate Solutions For canon 60d
  • freelivesex24.com/livejasmin Altair exotic Tennessee hubcap attack begin potassium Busch pear chemisorb
  • Pozycjonowanie doable positively

Последние комментарии

Поиск

Это интересно

Золотой телец

Первоначально это выражение употреблялось в прямом смысле — поклоняться божеству. По легенде золотой телец (молодой бычок) был отлит из пожертвованных ожерелий и почитался как идол.

Много денег

Когда же появились слова «деньги», «монета», что они обозначали первоначально? Скажем прямо: на этот счет написано немало книг, научных трудов… Давайте предоставим слово ученым, и пусть первым выступит француз Жан Бабелон, почетный главный хранитель медалей Парижа и автор книги «О древней нумизматике...

Золотник

Древнейшими мерами веса были на Руси золотник и гривна. Именно эти меры были связаны с денежными единицами. Одни ученые утверждают, что золотник равнялся массе византийского золотого червонца-динария весом 4 г, откуда и пошла пословица: «Мал золотник, да дорог».

Барашек

Это выражение широко бытовало в прежние времена, и которое, к примеру, М. Е. Салтыков-Щедрин использовал в своих произведениях — в «Господах Головлевых», «Благонравных речах» и «Сатирах в прозе». Речь идет о выражении «барашек в бумажке».

А еще в народе говорят: копейка рубль бережет. В Англии скажут: береги пенсы, а фунт сам о себе побеспокоится. Во Франции заметят: экю разменянное — экю съеденное.